Педагог социальный

Как принять ребенка на воспитание в свою семью?

Есть несколько способов принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью. На языке специалистов по семейному устройству детей эти способы называются формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Наилучшим способом жизнеустройства каждого ребенка являются жизнь и воспитание в родной семье. В нашей стране создана государственная система поддержки семей, воспитывающей детей http://mintrud.gov.by/ru.

Но иногда случается, что родная семья не справляется с воспитанием и содержанием своего ребенка, а социальная помощь и внимание со стороны государственных учреждений и специалистов системы охраны детства не исправляют ситуацию в семье.

Почему ребенок нуждается в новой семье?

Дети очень зависят от своих родителей. Они не могут жить в ситуациях пренебрежения и невнимания со стороны самых близких людей. Случается, родители не были готовы к появлению ребенка…

Порой родители безразличны к своим детям, не занимаются их воспитанием, не обеспечивают детей материально, не предпринимают попыток избавиться от зависимостей (алкоголизма, наркомании), жестоко обращаются с детьми – тогда решением суда такие родители ограничиваются в родительских правах либо лишаются родительских прав…

Бывает, родители вступают в конфликт с законом, и их дети вынуждены проводить все свое детство или его значительную часть вдали от родной семьи, в то время, когда родители находятся в местах лишения свободы…

Иногда в силу тяжелой и продолжительной болезни родители не могут исполнять обязанности по воспитанию и содержанию своих детей…

 

Редко, но случается, родители погибают и дети остаются сиротами, а родственники по каким-то причинам не могут принять осиротевших в свои семьи, или родственников просто нет…

Случается, одинокая мама решает отказаться от воспитания новорожденного малыша и дает письменное согласие на усыновление ребенка посторонними лицами…

В силу этих и иных трагических обстоятельств ребенок теряет родную семью и попадает в систему охраны детства, где обеспечением его благополучия занимаются органы опеки и попечительства.

Детям, у которых нет возможности расти в родной семье, государство предоставляет право жить и воспитываться в другой семье. Семьи, принявшие на воспитание детей, которым не посчастливилось расти в родных семьях, называются замещающие семьи.

Возможно, вы убеждены, что дело защиты детей – это дело всего гражданского общества и сфера ответственности каждого жителя нашей страны, а не только системы охраны детства, государственных органов, учреждений и специалистов, профессионально обеспечивающих права детей на жизнь и воспитание в семье.

Возможно, в вашей семье пока нет детей и вы задумываетесь о том, чтобы принять ребенка на воспитание.

Возможно, в вашей семье растут дети и вы чувствуете себя полными сил поделиться радостью родительства с еще одним или несколькими детьми.

Возможно, вас беспокоит, что некоторые дети живут не дома, а в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах и вы хотите помочь таким детям своим вниманием, временем, материальными средствами.

Несколько советов тем, кто ищет информацию о детях, которых можно принять на воспитание

В Республике Беларусь функционирует портал DADOMU.BAY.

С помощью портала вы можете просто рассматривать фотографии детей, нуждающихся в новой семье.

С помощью портала вы можете искать информацию о детях, нуждающихся в новой семье, с целью принять ребенка к себе домой на воспитание.

 

С помощью портала вы сможете узнать больше о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Совет 1. Не расценивайте портал как средство решить все без исключения проблемы, связанные с реализацией желания принять ребенка в свою семью. Портал – всего лишь старт, первый шаг в реализации желания стать усыновителем, опекуном, патронатным воспитателем.

Совет 2. Портал не подменяет и не нарушает законодательно установленный порядок усыновления детей, приема детей под опеку или на патронатное воспитание. Поэтому не преувеличивайте значение найденной на портале фотографии ребенка. Одно дело – рассматривать фотографии детей, другое – решать вопросы усыновления, опеки, патронатного воспитания.

Совет 3. Быстрее к ребенку, чья фотография размещена на портале, придут семьи, подготовленные к приему ребенка в семью на воспитание и документально подтвердившие свою правоспособность стать усыновителем, опекуном, патронатным воспитателем. Поэтому, если вы намерены действовать — действуйте. Ознакомьтесь с перечнем необходимых документов и собирайте их. Запишитесь на занятия по психологической подготовке кандидатов в усыновители — и включайтесь в работу ближайшей группы. Побеседуйте с психологом, являющимся специалистом по семейному устройству — и вместе с ним оцените свои ресурсы и риски в отношении принятия ребёнка в семью.

Совет 4. Помните, что помимо вас портал посещают ещё и другие люди, которые одновременно с вами могут обратить своё внимание на приглянувшегося вам ребёнка. Если две разные семьи одновременно заинтересовались одним и тем же ребенком, в первую очередь направление на знакомство с ребенком получит семья, имеющая установленный законодательством пакет документов, свидетельствующий о правоспособности к усыновлению, опеке, патронатному воспитанию.

Совет 5. Будьте готовы и к такой ситуации, когда возможности вашей семьи будут сравнивать с возможностями другой семьи, и не обязательно результат будет в вашу пользу. Если две разные семьи одновременно заинтересовались одним и тем же ребенком, документально подтвердили свое право принять ребенка на воспитание, предпочтение в реализации желания воспитывать ребенка будет отдано семье, которая:

- предлагает ребенку наилучшую форму жизнеустройства;

- располагает наилучшими условиями для удовлетворения потребностей ребенка.

Подобные ситуации в обязательном порядке будут решаться коллегиально и гласно опекуном ребенка и специалистами по охране детства управления (отдела) по образованию с обязательным приглашением всех заинтересованных семей.

Положение о патронатном воспитании

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 июня 2012 г. № 596

Об утверждении Положения о патронатном воспитании

В соответствии с частью пятой статьи 174 Кодекса Республики

Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о патронатном воспитании.

2. Министерству образования, Министерству здравоохранения, Министерству труда и социальной защиты принять необходимые меры по реализации настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 24 июля 2012 г., за исключением пункта 2, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Премьер-министр

Республики Беларусь М.Мясникович

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

28.06.2012 № 596

ПОЛОЖЕНИЕ

о патронатном воспитании

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением регулируются порядок и условия передачи на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети), находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждения).

2. Дети, находящиеся на воспитании в учреждениях, передаются на патронатное воспитание в целях формирования у них позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления их родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации.

3. Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя (далее – управление (отдел) образования), о наличии условий, необходимых для воспитания детей.

Договор патронатного воспитания заключается по форме согласно приложению.

4. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

5. Опека, попечительство над детьми, переданными на патронатное воспитание, сохраняется за руководителями учреждений.

6. Контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание.

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЯМ

7. Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоего пола, за исключением:

лиц, лишенных родительских прав;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 851 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;

лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в абзацах втором–восьмом настоящего пункта.

 

 

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ НА ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

8. В целях создания условий для развития форм устройства детей на воспитание в семью органы опеки и попечительства организуют информирование и консультирование граждан об условиях патронатного воспитания и порядке передачи детей на патронатное воспитание, подбор патронатных воспитателей, а также детей, передаваемых на патронатное воспитание.

9. Лицо, желающее осуществлять патронатное воспитание детей (далее – кандидат в патронатные воспитатели), обращается в управление (отдел) образования с заявлением о выдаче заключения управления (отдела) образования о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей, по форме, утвержденной Министерством образования, и лично предъявляет документ, удостоверяющий личность.

10. Управление (отдел) образования:

10.1. в течение 5 календарных дней со дня подачи кандидатом в патронатные воспитатели заявления о выдаче заключения управления (отдела) образования о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей, запрашивает из соответствующих органов и организаций сведения и (или) документы:

об отсутствии судимости за умышленные преступления у кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан, а также о том, были ли осуждены кандидат в патронатные воспитатели и проживающие совместно с ним граждане за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

о том, лишались ли родительских прав кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане, было ли ранее в отношении кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан отменено усыновление;

о том, признавались ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане недееспособными или ограниченно дееспособными;

о том, признавались ли дети кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан нуждающимися в государственной защите, были ли отобраны без лишения родительских прав, отстранялись ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей;

10.2. в течение 15 календарных дней со дня обращения кандидата в патронатные воспитатели организует или проводит обследование условий жизни кандидата в патронатные воспитатели, о чем составляется акт по форме, утвержденной Министерством образования, включающий:

- оценку жилищно-бытовых условий кандидата в патронатные воспитатели и их безопасности для жизни и воспитания ребенка;

- оценку готовности кандидата в патронатные воспитатели к участию в воспитании ребенка.

11. На основании сведений и документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в семье кандидата в патронатные воспитатели условий, необходимых для воспитания ребенка (далее – заключение).

В заключение помимо описания условий, необходимых для воспитания ребенка, включаются рекомендации по возрасту, полу, состоянию здоровья и количеству детей, которые могут быть переданы на патронатное воспитание кандидату в патронатные воспитатели.

Заключение утверждается руководителем управления (отдела) образования и выдается кандидату в патронатные воспитатели вместе со сведениями и документами, указанными в пункте 10 настоящего Положения, не позднее 15-дневного срока со дня его обращения. Копии заключения, сведений и документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, хранятся в управлении (отделе) образования.

12. С гражданами, получившими в установленном порядке при рассмотрении их заявлений об усыновлении, установлении опеки, попечительства, о создании приемной семьи, детского дома семейного типа заключение о наличии в семье условий, необходимых для воспитания детей, договор патронатного воспитания может быть заключен без запроса сведений и (или) документов, указанных в

подпункте 10.1 пункта 10 настоящего Положения, и проведения обследования условий жизни.

13. Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания, выраженного доступным для него способом. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

14. Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.

15. Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.

16. При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам.

17. При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется его родственникам при условии обязательного соблюдения интересов ребенка. При подборе кандидатов в патронатные воспитатели из лиц, не состоящих в родственных отношениях с ребенком, преимущество отдается лицам, проживающим в районе (городе), на территории которого находится учреждение, за исключением случаев, когда передача ребенка на патронатное воспитание за пределы района (города) отвечает интересам ребенка.

18. Договор патронатного воспитания между руководителем учреждения и патронатным воспитателем заключается на срок до 1 года на основании заявления кандидата в патронатные воспитатели о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание, сведений и документов, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Положения.

Форма заявления о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание утверждается Министерством образования.

Договор патронатного воспитания заключается в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле ребенка, а второй – у патронатного воспитателя.

19. Руководитель учреждения определяет, соответствует ли интересам ребенка его передача на патронатное воспитание данному кандидату в патронатные воспитатели. Руководитель учреждения может отказать кандидату в патронатные воспитатели в заключении договора патронатного воспитания, если это не соответствует интересам ребенка.

20. При передаче ребенка патронатному воспитателю в каждом отдельном случае в течение срока действия договора патронатного воспитания издается приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание, в котором на основании заявления патронатного воспитателя о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание указывается срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя.

Приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание издается не позднее дня убытия ребенка к патронатному воспитателю. Приказом устанавливается объем средств, передаваемых на питание ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, определяются работники учреждения, на которых возлагается контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя, сроки представления ими отчета о результатах контроля руководителю учреждения. Копия приказа передается патронатному

воспитателю.

21. Договор патронатного воспитания прекращается по истечении срока его действия, а также в случаях устройства ребенка на воспитание в семью, его перевода (поступления) в другое учреждение, смерти ребенка либо патронатного воспитателя.

Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно по просьбе патронатного воспитателя, а также по инициативе руководителя учреждения или управления (отдела) образования, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей.

ГЛАВА 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХ ДЕТЕЙ НА

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

22. Обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, передаваемых на патронатное воспитание, исполняет учреждение.

Защита прав и законных интересов ребенка в период его пребывания в семье патронатного воспитателя осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства патронатного воспитателя и учреждением, передавшим ребенка на патронатное воспитание.

23. В целях передачи детей на патронатное воспитание учреждение:

предоставляет кандидатам в патронатные воспитатели сведения о воспитанниках, которые могут быть переданы на патронатное воспитание;

участвует в поиске и подборе патронатных воспитателей, имеющих условия для воспитания и реализации прав ребенка, с учетом имеющихся

у него потребностей;

обеспечивает знакомство кандидата в патронатные воспитатели с

ребенком, предложенным для патронатного воспитания;

устанавливает и согласовывает с кандидатом в патронатные воспитатели сроки и периодичность нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя;

в пределах своей компетенции оказывает ребенку и патронатному

воспитателю услуги по социальному, психологическому и (или)

педагогическому сопровождению;

в срок до 14 дней со дня подписания договора патронатного

воспитания направляет его копию в управление (отдел) образования,

выдавшее заключение;

в день издания приказа о передаче ребенка на патронатное воспитание направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение.

24. Учреждение, передающее ребенка на патронатное воспитание, обеспечивает его сезонной одеждой, необходимой для удовлетворения потребностей ребенка в течение срока его нахождения в семье патронатного воспитателя.

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАТРОНАТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

25. Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

26. Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

- один экземпляр договора патронатного воспитания;

- копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

- сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

27. Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным

ему на патронатное воспитание.

28. Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать

руководителя учреждения о случаях:

- заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;

- совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;

нарушения прав и законных интересов ребенка;

- самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.